Что такое конъюнктурный анализ?

21 апреля 2021

Каждая компания, занимающаяся проектированием, строительством, а также организацией закупок для строительства или капитального ремонта, сталкивается с необходимостью получать свежие и достоверные данные о стоимости материалов и оборудования, которые заложены в проект. Очень часто организации сталкиваются с тем, что стоимость, представленная на сайтах поставщиков не всегда является актуальной. 

Для тех, кто не знаком с данной темой, словосочетание звучит сложно и непривычно. Да и само по себе проведение конъюнктурного анализа является трудоемким процессом. Сегодня мы попытаемся рассказать простым языком о том, что же представляет из себя «конъюнктурный анализ», а также какую работу проводят специалисты для его подготовки. 


Что такое конъюнктурный анализ

На этапе подготовки сметной/тендерной документации заказчику требуется актуальная стоимость материалов и оборудования, необходимых для строительства. Процесс определения цен материалов на рынке и называют конъюнктурным анализом. Проще говоря, чтобы получить средства на строительство какого-либо объекта, заказчику необходимо посмотреть, какая наименьшая или наибольшая стоимость (в зависимости от запроса) на данный товар существует вообще. По совокупности всех цен формируется полная сумма, которую по итогу должна получить компания. 

Стоимость может запрашиваться не только на строительные материалы и оборудование. Как правило, сюда также входят услуги, техника и т.д. То есть учитываются все затраты компании при производстве. Становится очевидным, что зачастую необходимость в конъюнктурном анализе возникает у организаций, работающих в сфере строительства. 

Чаще всего заказчику необходимо получить для каждой позиции в смете по три коммерческих предложения, на основе чего будет утверждена стоимость товара. Коммерческим предложением называют документ, в котором подробно представлена информация о компании, ее товарах и услугах, а также иногда и предложение о сотрудничестве. 


Как проводится конъюнктурный анализ

Проведение конъюнктурного анализа – это сложный аналитический процесс, требующий поэтапного выполнения работы. Существует определенный алгоритм, которому следуют специалисты. Рассмотрим подробнее каждый из пунктов.

•    Прежде всего перед специалистом встает задача сформировать полный список необходимых материальных ресурсов и оборудования, включая информацию о единицах измерения и количестве.

•    Второй этап является одним из ключевых во всей цепочке проведения конъюнктурного анализа – специалистам необходимо найти поставщиков. Делают они это несколькими способами: обращаются к тем, с кем сотрудничают продолжительное время, ищут новых в интернете и т.д. Сам по себе поиск нужных поставщиков является очень долгим и тяжелым процессом. Бывают случаи, когда нужной единицы товара практически нигде нет. Особенно часто подобная ситуация встречается, когда заказчику необходима стоимость товара в определенном регионе. Только опытные специалисты способны справиться с непростой задачей идеально. 

Выбор на того или иного поставщика падает в случае, если он соответствует определенному списку требований. В приоритете всегда находятся те, которые готовы предложить минимальную цену на рынке. Также они должны располагаться в регионе строительства. Еще одним критерием может являться наличие дилерского сертификата на реализуемую продукцию. 

Бывают случаи, когда невозможно получить коммерческое предложение. Такое может произойти, если, например, товар был снят с производства, или же заказчик указал, что документ на оборудование должно быть получено от поставщика в определенном регионе. Тогда установленный регламент разрешает обращаться к другому поставщику и запрашивать аналоги на продукцию, снятую с производства.  

Выбрав лучшего поставщика, специалисты отправляют запрос на получение коммерческого предложения. В отличие от информации, представленной в открытых источниках, он помогает получить наиболее объективную и точную стоимость товаров. 

•    Следующим этапом являются переговоры с поставщиками. Специалист по конъюнктурному анализу звонит контактным лицам поставщиков и сообщает о том, что их заинтересовала продукция, и они хотели бы получит коммерческое предложение или счет по запросу. Опытные сотрудники советуют не надоедать звонками и сообщениями с просьбой поскорее отправить им документ. Очень часто это приводит к прекращению сотрудничества со стороны поставщика.

Сложностей на пути к получению коммерческого предложения встречается много. Процесс переговоров очень долгий: поставщик может продолжительное время не отвечать на сообщения, обещать предоставить документ в установленный срок, но благополучно об этом забыть.  Часто встречаются случаи, когда поставщики не поставляют искомую продукцию или же отказываются предоставлять коммерческое предложение, так как на этапе конъюнктурного анализа закупка, скорее всего, не производится. Все это приводит к тому, что специалисты по конъюнктурному анализу часто попадают в стрессовые ситуации, ведь их работа зависит от других людей, на которых очень трудно повлиять.

•    После того, как поставщик отправил коммерческое предложение, специалисты начинают проверять предложения. Для того, чтобы провести конъюнктурный анализ материалов можно, в зависимости от требований заказчика или экспертизы, применять прайс-листы, коммерческие предложения, счета на оплату и даже скриншоты с сайтов. Если речь идет о документе, полученном от поставщика, то он обязательно должен содержать: номер, дату формирования, реквизиты компании, а также печать организации и подпись ответственного лица. Отсутствие одного или нескольких вышеперечисленных элементов в полученном документе может привести к проблемам в будущем, таким как получение отрицательного заключения экспертизы и др. В этом случае специалисту необходимо сделать повторный запрос документа, в который поставщику следует включить недостающие элементы.

•    Последняя стадия работы заключается в формировании отчета по конъюнктурному анализу. Специалисты могут приступить к заключительному этапу только после того, как соберут полный объем коммерческих предложений от нескольких поставщиков, которые предлагают необходимые материалы и оборудование. 


Процесс формирования отчета конъюнктурного анализа крайне трудоемкий. Условно, у вас в смете 100 позиций, и на каждую из них необходимо по 3 коммерческих предложения. В одной строке отчета 18 столбцов. То есть вам необходимо заполнить 5 400 ячеек – это просто самоубийство


- специалист по конъюнктурному анализу 
компании «ИНЭФФ» Денис Истомин 


Становится очевидным, что конъюнктурный анализ представляет из себя сложный процесс, который можно поручить только опытным специалистам. Сметная документация составляется на базе аналитических данных, отражающих объективные и достоверные сведения о стоимости товара. Особую ценность конъюнктурный анализ имеет для объектов, финансируемых из бюджета государства. Многие организации предпочитают доверять работу со сметной документацией профильным компаниям, которые обеспечат гарантированное получение отчета по конъюнктурному анализу в установленный срок.